Задать вопрос

  
05 Апрель 2012

Даша спрашивает:
Какое отношение у православия к молодежным субкультурам и нужно ли "лечить" неформалов.

Протоиерей Александр Бенедюк отвечает:
Касательно молодежных субкультур и неформалов нельзя говорить однозначно (осуждать или оправдывать). Каждый конкретный пример и случай нужно рассматривать отдельно. Я предлагаю вам прочесть статью протоиерея Всеволода Чаплина Председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, в которой, надеюсь, вы найдете ответ на волнующий вас вопрос.

Молодежные субкультуры — как к ним относиться?

Протоиерей Всеволод Чаплин

Что такое субкультура? Правда ли, что субкультура как явление — прерогатива молодых? Как относиться взрослым к молодежным субкультурам?

В современном обществе постоянно идут споры относительно того, как относиться к молодежным субкультурам. Часто само это слово — «субкультура» — относят исключительно к молодежи.

На самом деле, есть разные субкультуры. Есть субкультура любителей авторской песни, так называемых шестидесятников – людей, которым сегодня по семьдесят, а то и по восемьдесят лет. Есть субкультура читателей классической литературы. Есть субкультура людей, которые ходят в консерваторию или в оперу.

Молодежная субкультура не представляет из себя принципиально ничего нового как явление. Да, молодые люди подчас громко заявляют о своей «субкультурности», потому для них это важный этап личностного становления. Многое в своей жизни они делают впервые. Впервые одеваются в определенного рода вычурную, эпатирующую, оригинальную одежду, впервые устраивают культурные или общественные мероприятия в том или ином новом формате, впервые поют те или иные пенсии, впервые создают или читают те или иные литературные произведения.

Субкультуры возникали и исчезали на протяжении всей человеческой истории. И практически не было такого общества, в котором культура была бы единой, в котором она бы не разделялась ни на какие частные проявления, ни на какие образы жизни, которые сегодня принято называть субкультурами.

Впрочем, очевидно и то, что многие молодежные субкультуры специально придуманы, восприняты и культивируются для того, чтобы отличаться от людей старших поколений и отличаться от тех, кто, по мнению некоторых молодых людей, живет неправильно и чей образ жизни и чьи установки нужно оспорить и изменить. Часто именно для этого одевается та самая вычурная одежда, поются необычные песни, раскрашиваются волосы в необычные цвета и так далее и так далее.

Некоторые люди, в том числе и некоторые представители старшего поколения, считают, что ко всему этому нужно относиться с почтением, даже с пиететом и максимальным одобрением. По крайней мере, не делать ничего, что раздражало бы представителей субкультур и заставляло бы думать, что пожилые люди или люди старшего поколения не понимают в силу своей глупости и отсталости смысл существования тех или иных субкультур. Всегда ли такое заведомое одобрение необходимо?

Для любого поколения, для любого общества характерны недовольство старших по отношению к младшим и разговоры о том, что молодые люди аморальны, не имеют глубины знаний и жизненного опыта, слишком странно одеваются, слишком странно себя ведут. Так говорили пожилые и старшие люди во все времена и во всех обществах.

Но на самом деле вовсе не стоит, с моей точки зрения, взрослым людям и обществу в целом пытаться заискивать перед молодежными субкультурами. В свое время известный православный богослов и общественный деятель протопресвитер Александр Шмеман, участвуя в мероприятиях западно-христианских сообществ, подметил, что в этих сообществах существует (как и в западном обществе в целом) трусливый культ молодежи. Это заискивание перед молодежью, попытка показать ей, что люди старшего поколения готовы безоговорочно, без осуждения принять те культурные штампы, которые есть среди молодых людей.

Я вспоминаю, как на одном из мероприятий Всемирного Совета Церквей генеральный секретарь этой организации, уже достаточно пожилой человек, которому исполнилось шестьдесят лет, танцевал на сцене молодежный танец, повторяя движения молодых людей. Он делал это неумело, и его поведение показывало, что он хочет быть своим тем молодым людям, которые этот танец танцевали гораздо лучше него, потому что делали это, наверное, каждую неделю, если не каждый день.

Это явление достаточно странное. Думаю, что сами молодые люди отнеслись к этому со снисхождением, а может быть, и с недоверием. Любая попытка понравиться через внешние формы вызывает недоверие, потому что люди могут сказать: может быть, нас обманывают, может быть, с нами не искренны, может быть, это желание понравиться скрывает определенные комплексы. Негоже пожилому человеку пытаться угнаться за любой модой, надевать на себя молодежную одежду только ради того, чтобы доказать не столько окружающим, сколько себе: я моден, я продвинут, я не отстаю от прогресса и модных явлений в общественной жизни или в стиле жизни.

На самом деле, когда возникают дискуссии о том, должна ли Церковь говорить на языке субкультур, главные ответ на эту дискуссию, по-моему, должен сводиться к следующему. Не так важно, как ты говоришь, важно, что ты говоришь. Если проповедник, преподаватель, миссионер, катехизатор говорит Божию правду, не стесняется открыто заявлять о таком христианстве, каким оно является на самом деле, то есть говорить о Евангелии, о его вечной правде, обжигающей сердца людей и сжигающий тлен греха — то он будет услышан, даже если его язык — язык самой скучной храмовой проповеди и самой банальной академической лекции.

Не то, как мы говорим, а то, что мы говорим, должно быть главной заботой современного пастыря, современного миссионера, современного христианина, общающегося с молодежью в той или иной среде, в том числе и в среде молодежных субкультур.

Не секрет, что в этой сфере есть разные духовные, нравственные, культурные влияния. Очень сложно сказать «все субкультуры хороши» и «все субкультуры плохи». Я не думаю, что имеет смысл проводить между ними поспешные различия. Глупо говорить, что «эмо» — это всегда хорошо, «готы» — это всегда плохо, потому что первые одеваются в розовые одежды, а вторые бегают по кладбищам и используют символику, которую многие могут посчитать сатанистской символикой.

В разных субкультурах есть разные влияния. Достаточно вспомнить субкультуру аниме, где бесспорно есть много хорошего, но есть и очень много плохого и опасного. В целом ряде субкультур есть попытка романтизации и оправдания самоубийства и даже призывы к самоубийству. В иных субкультурах есть упоение унынием, отчаянием, чувством бесцельности и бессмысленности жизни, что также опасно для человека. Это если и не приводит подростка к самоубийству немедленно, то постепенно разрушают его душевный мир, его волю, его жизнь.

Есть субкультуры, в которых пропагандируется употребление наркотиков или, по крайней мере, оправдывается отношение к наркотикам – как к чему-то легкому, что никак не мешает жизни, а, наоборот, улучшает ее, дает человеку якобы настоящую радость и якобы настоящее творческое вдохновение. Есть субкультура алкоголизма, есть субкультура гомосексуализма, есть субкультура разврата, и об этом нужно всегда помнить.

Не так важно, может быть, какой внешний вид имеют последователи той или иной субкультуры, если этот внешний вид явно не связан с антихристианской символикой, явно не связан с сатанизмом. Но в то же время нужно помнить и о том, что во многих субкультурах есть пропаганда греха и оправдание греха, романтизация греха. И об этом нужно смело говорить, не бояться быть немодными или непродвинутыми, если через ту или иную субкультуру пропагандируется грех, если люди разрушаются духовно, а подчас и физически, благодаря контактам с некоторыми культурными или контркультурными явлениями. Это повод для высказывания пастырской озабоченности, повод для предостережения.

В то же время нам не нужно бегать от представителей субкультур. Однажды поздним вечером я шел по центру большого города вместе с правящим архиереем этого города. Мы были одеты в подрясники, у него была панагия на груди, у меня – крест. И мы попали в место, где было много молодых людей, одетых как типичные представители целого ряда субкультур. Некоторые из них были, скажем так, не вполне трезвы. Но оказалось, что значительная часть этих людей – это верующие люди. Некоторые пошли к архиерею за благословением, некоторые сказали, что они участвуют в богослужениях, учились в воскресной школе. Это наши люди, это люди, которые крещены в огромном своем большинстве в Православной Церкви. Это люди, которые стремятся к истине Божьей. И, может быть, неслучайно они выражают свой протест против обывательского мирка, взыскуя высшей правды.

К этим людям нужно обращать смелое, не заискивающее, не мимикрирующее под молодежную среду пастырское, миссионерское евангельское слово. С этим людьми нужно говорить, не требуя от них, чтобы они поменяли свой внешний вид или научились произносить молитву «Отче наш» без молитвослова. Говорить нужно с каждым человеком. Да, есть ожесточенные сердца, которые закрывают сами себя от Божией Истины. Но таких в нашем обществе меньшинство, особенно среди людей молодых.

Один архиерей недавно очень хорошо сказал, что проходит время прихода, начинается время выхода духовенства и мирян из храмов навстречу людям. К этому призывал и покойный Святейший Патриарх Алексий. И об этом постоянно говорит Святейший Патриарх Кирилл. Идти к разным людям со всеми их особенностями и сложностями, отвечать на поиск истины, на поиск Бога, который движет многими из них. Это наш долг. Не только как пастырей, но и как православных христиан, призванных к проповеди Слова Божьего, свидетельству о Христе словом и делом перед всеми людьми, которых мы встречаем на нашем жизненном пути.

***

Неформализм - это протест против стандартного мышления и мировозрения.

Христианство - это протест против стандартного мышления и мировозрения.
я думаю, что очень хорошо что неформализм это не вода в болоте, это поиск, както митр. Антоний Сурожский проповедовал хиппи, кто-то из тех слушателей не только пришел к Богу но и стали священниками. В этом мире низзя жить без протеста, быть неформалом плохо в том случае, если этим все кончится, хорошо если это будет не смысл и цель, а средство к цели, дай Бог чтоб поиск удался.

01 Апрель 2012

Ученица ИИСУСА. спрашивает:
Когда ДУХ ПРИЙДЕТ на землю обличит многие народы ! иконы -идолы , медальоны -идолы многие носят на шее распятие участвуют в злых делах когда распяли ИИСУСА .вы убив своего родного брата врядли повесили себе на шею то как вы его убивали.не удивительно судя по сегодняшним деньгам а это купи продай многие дома(церкви) там нарисованы . ученица ИИСУСА.

Протоиерей Александр Бенедюк отвечает:
Простите, не знаю вашего имени, но вы называете себя ученица Иисуса. Советую быть осторожным в таких вещах. Для того, чтобы называть себя чьим-либо учеником – нужно знать его учение, а то, чему учил Иисус Христос, вы плохо знаете. И это видно уже из того, о чем вы спрашиваете.

Думаю, главная проблема всех протестантов, а вы по всей вероятности из их числа, в неправильном учении о Христе. Если действительно предположить, что Иисус наш брат и не более, и после распятия больше ничего не случилось, а смертью на кресте все закончилось, то правда на вашей стороне. Православие же исповедует веру в то, что Господь Бог, воплотившись ради нашего спасения, добровольно принял смерть на Кресте и в третий день воскрес. Поэтому Крест для нас - великая святыня, орудие нашего спасения. На Кресте Господь Бог победил смерть и даровал нам жизнь вечную, которой люди лишились через грех Адама и Евы.

Церковь с благоговением почитает Честной и Животворящий Крест Христов — «истинно драгоценное и досточтимое Древо, на котором Христос принес себя в жертву за нас», по слову святого Иоанна Дамаскина. Через Крест Христов «смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками... Все это устроено через Крест: ибо все мы, крестившиеся во Христа, — говорит Апостол, — в смерть Его крестились (Рим. 6,3). Все ... во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3,27). Христос есть Божия Сила и Божия Премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа, или Крест, одел нас в ипостасную Божию Мудрость и Силу».

Начало почитания Креста Христова восходит к самым древним временам христианства. Св. Игнатий Богоносец, склоняясь перед Крестом, говорит: «Мой дух — в прах перед Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь».

Что касается почитания святых икон, то здесь вопpос не в изобpазимости — а в почитании. Станет ли пpотестант Евангелие деpжать в непотpебном месте? Бyдет ли он в стpаницы Библии завоpачивать бyтеpбpоды, а самy Библию использовать в качестве подставки для каких-нибyдь домашних нyжд? И осyдит ли он желание человека, котоpый, пpочитав Евангелие, от сеpдечной pадости и благодаpности поцелyет доpогyю стpаницy? Почемy же эти чyвства нельзя пpоявить пеpед ликом Хpиста, написанным иным способом? Или кpитики пpавославия всеpьез считают, что мы кланяемся деpевy и кpаскам? И ждем помощи не от Бога, а от деpевянной доски? Вот житейское сpавнение. Мyж, находясь долгое вpемя вдали от дома, достает фотокаpточкy жены и целyет ее. Имеет ли пpаво жена подозpевать его в нечистой стpасти к фотобyмаге и в измене, и подавать на pазвод за этот жест своего мyжа? И если это так — то не вспомнить ли слова Блаженного Авгyстина, котоpый так описывает в своей «Исповеди» свои пеpеживания в тот момент, когда он понял, что его пpежние нападки на Цеpковь безосновательны: «я покpаснел от стыда и обpадовался, что столько лет лаял не на Пpавославнyю Цеpковь, а на выдyмки плотского вообpажения. Я был деpзким нечестивцем: я должен был спpашивать и yчиться, а я обвинял и yтвеpждал… Учит ли Цеpковь Твоя истине, я еще не знал, но yже видел, что она yчит не томy, за что я осыпал ее тяжкими обвинениями».

Если бы протестанты были последовательными, то они должны были бы записать в язычники, например, пророка Исаию, который говорит: "...и на закон Его будут уповать ..." (Ис. 42, 4) и таким образом предметом религиозного упования объявляет не Бога, а бездушный закон. И тем более царь Давид, который говорит: "...поклонюсь святому храму Твоему..." (Пс. о, 8), т. е. поклоняется не Самому Богу, а храму, который рассматривался всего лишь как дом Божий. Или "Как люблю я закон Твой!" (Пс. 118, 97), т. е., согласно Давиду, предметом религиозной любви может быть не только Сам Бог, но и все, что связано с Ним и напоминает о Нем.

Изучайте Писание, руководствуясь не своим умом, а прибегая к опыту святых отцов церкви, и многое для вас станет понятным. Господь Бог, видя ваше стремление к познанию истины, просветит ваш разум и направит на правильный путь.

23 Январь 2012

спрашивает:
Подскажите пожалуйста, как правильно поступать со старыми календарями и т.п. с изображением икон либо ликов святых.Спасибо.

Протоиерей Александр Бенедюк отвечает:
При большинстве храмов испорченную святыню принимают на утилизацию.
Если на Вашем или соседнем приходах подобной практики нет - нужно сжечь святыню и пепел опустить в реку или другое какое непопираемое место.

15 Январь 2012

спрашивает:
Добрый день!С прошедшими праздниками и приближающимся Богоявлением - Крещением Господним! объясните пожалуйста.что означают симовлы,написанные в Святом Евангелие.Например:глава 3, Зач.5 (3:1-12)1,потом Зач.6 (3:13-17)13 и т.д. и т.п..Заранее спасибо!

Протоиерей Александр Бенедюк отвечает:
Как известно в древности текст Библии писался без разделения на предложения или даже отдельные слова. Разделение на слова производил каждый читающий интуитивно. В связи с богослужебным употреблением библейские книги начали разделять на так называемые зачала, т.е. отделы читающиеся за богослужением в те или другие дни года. В 13 веке Библия была разделена на главы, а главы в свою очередь на стихи, которые обозначаются цыфрами. Этот труд был проделан ради того, чтоб облегчить пользование Священным Писанием.

09 Январь 2012

спрашивает:
Здравствуйте! Подскажите,как правильно благословить сына на женитьбу?

Протоиерей Александр Бенедюк отвечает:
Родительское благословение имеет большую силу. В священном писании Ветхого Завета имеется много свидетельств о том, что благословение родителей на брак является условием крепкого союза.
По традиции, было бы не плохо собраться вместе родителям жениха и невесты и благословить своих детей на брак. При этом жених благословляется иконой Спасителя, а невеста иконой Богородицы. Эти же иконы берутся в храм на венчание.

29 Декабрь 2011

инна спрашивает:
Спасибо за ответ.А с чем тогда связано,что в приходских храмах поют,а городских нет?

Протоиерей Александр Бенедюк отвечает:
Приходской храм - не означает сельский. Приход - это люди, которые составляют церковную общину. Поэтому и в селе, и в городе все храмы - приходские. На церковные традиции нужно реагировать разумно, зачастую они имеют местный характер. Не всегда они подкрепляются каноническим правилом, но и не должны противоречить ему. Что касается пения рождественских колядок, то в разных храмах, и тем более регионах, традиции относительно в их пения отличаются.

29 Декабрь 2011

инна спрашивает:
Скажите пожалуйста можно ли во время службы,когда идет исповедь петь колядки до Рождества.

Протоиерей Александр Бенедюк отвечает:
Есть даже благочестивая приходская традиция,после праздника Введение в храм Богородицы,петь в храме рождественские колядки.

06 Декабрь 2011

Елена спрашивает:
Почему при исповеди грехи озвучиваются священнику, нельзя ли просто исповедоваться, например, в пустой кабинке, без чьего-либо присутствия?

Протоиерей Александр Бенедюк отвечает:
Нельзя. Это равносильно в больнице зайти в пустой кабинет и там рассказать о своем недуге. В православном катехизисе митрополита Московского Филарета о таинстве исповеди сказано - "покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом прощении от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом." Вопросы и недоумения такого характера возникают от незнания и непонимания таинств и обрядов православной церкви. Мы все тяжело больны душой. И как невозможно без помощи доктора получить исцеление от болезни телесной, так невозможно и получить прощение грехов без участия духовника.

25 Июль 2011

Елена спрашивает:
В чем смысл возжигания лампад перед иконами?

Протоиерей Александр Бенедюк отвечает:
В Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев,24;1-4).
В другой книге Ветхого Завета читаем: «Зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа Бога нашого» (2Пар,13-11).
В новозаветной Церкви этот обычай также присутствует. «Никогда не совершается у нас богослужений без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, Литургия совершается у нас при дневном свете, но для того, чтобы изобразить Христа – Свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме» ( Тертулиан). Лампадам в храме больше придается духовного значения нежели внешнего. «Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означает свет, которым сияют праведники» (Софроний, патриарх Иерусалимский).


17 Июль 2011

Елена спрашивает:
Как следует понимать слова 118 псалма: "научи мя оправданием Твоим"?

Протоиерей Александр Бенедюк отвечает:
Такие непонятные места Священного Писания можна проверять по тексту с русским или украинским переводами. В словаре малопонятных церковно-славянских слов объясняется значение слова оправдание ( Оправдание - заповедь,право, закон, устав, постановление). Предложение "благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим", на русском языке звучит так " благословен Ты, Господи, научи меня уставам (тоесть заповедям) Твоим, это 12 стих 118 псалма, а 8 стих этого псалма на церковно-славянском "Оправдания Твоя сохраню: не остави мене до зела" на русском "Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем". Кстати весь 118 псалом посвящен воспеванию заповедей Господних, которые по словам пророка Давида оживляют человека пс.118:93.