13.02.11 О мучениках

Мученический венец Бог дает самым любимым Своим детям. 13 февраля Православная Церковь совершает память новомучеников и исповедников в землях руси просиявших. Мы слишком многое забыли и долго существовали без Бога, а поэтому потеряли добрые человеческие качества, которые нам необходимо будет восстановить. Мученическая кончина подвижников Земли нашей многому научит нас.  Всякий, кто знает, в каком положении находится сегодня наше государство готов воскликнуть: оно же окончательно погибло, и ничто уже спасти его не может! Но «невозможное человеку - возможно Богу», и это евангельское утверждение дает нам единственную надежду. Кроме, как на Бога, нам надеяться уже не на кого. И кто упросит Бога спасти нас, как не святые, которым мы должны всенародно молиться? Они наши главные ходатаи и наши помощники.   Путь к славе Божией лежит через мученичество - свидетельство веры, освященное кровью, и этим славным путем идет теперь Церковь. Свидетельство о Христе в широком смысле - есть прославление Бога и в жизни, и в смерти: «живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем». Это свидетельство может осуществляться христианами различно. Свидетели о Христе - это и праведные люди, поступающие по всем заповедям и уставам Господним беспорочно, служащие Богу постом и молитвою день и ночь; это и монашествующие - «добровольные мученики», ведущие невидимую постоянную брань против страстей и похотей, против духов злобы; это и исповедники, много в своей жизни претерпевшие за благовестие Христово, это и страстотерпцы, подобные святым Борису и Глебу, это, наконец, и мученики в более тесном и более привычном смысле, пострадавшие «даже до крови».Историю гонения на христианство можно рассматривать, начиная с евангельского повествования о Христе. Тогда же, собственно, и определилась природа этих гонений: с одной стороны - неприятие христианства политической системой «века сего», и, с другой стороны, религиозное неприятие христианства приверженцами иудаизма. Другими словами, все последующие гонения в той или иной мере имели в этом причину: христианство преследовалось по политическим и религиозным соображениям. Но христианство во все времена побеждало своих гонителей не физической силой, но по божественному смотрению в силу уже самого факта гонений. Кровь мучеников становилась семенем для возрастания новых христиан. История прекрасно выявила один закон: христианство всегда оставалось победителем любой воздвигнувшей на нее гонение власти и идеологии. Любая власть в истории, подписывавшая эдикт о гонении на Христа, по существу сама себе подписывала приговор. Гонимые побеждали, и так было всегда, во всю историю христианства, и по обетованию Спасителя будет впредь, ибо врата адовы не одолеют Церкви Христовой. Враждебный ей мир Церковь победила главным образом через подвиг мучеников и исповедников. В разные годы, в зависимости от политических условий и от иных причин, их было то меньше, то больше, но цепь их не прерывалась никогда. С небывалой силой обрушилось движимое активным богоборчеством гонение на Русскую Православную Церковь в ХХ веке. Характеристику периода с 1917 года давал Святейший Патриарх Тихон: «Никто не чувствует себя в безопасности: все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной «контрреволюционности». Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения-напутствия Святыми Тайнами , а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения. Все проявления как истинно гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены… беспощадно… Особенно больно и жестоко нарушение в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах… печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства».

В 1921 году в России наступил голод, особенно в Поволжье. Церковь, хотя и была терзаема гонителями, возвысила свой голос и объявила сбор средств в помощь голодающим. Добровольные пожертвования Церкви поднимали ее авторитет в глазах народа. Это противоречило интересам новой власти, и тогда Церковь обвинили в нежелании помочь голодающим. О цели и средствах проведения компании против Церкви впечатляюще говорят строки, написанные главным террористом того времени В.И. Лениным в секретном письме членам Политбюро: «Для нас, именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент…, именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией». В письме давалось и конкретное указание к действию: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам поэтому поводу расстрелять, тем лучше» (Ленин. Письмо Молотову для членов Политбюро. «Известия ЦК КПСС», 1990г. №4).

В скором времени это письмо принесло свои плоды. 28 марта 1932 года в «Известиях» был опубликован «список врагов народа», куда попала лучшая часть российского духовенства. Первым в этом списке был указан Святейший Патриарх Тихон, а вслед за ним епископы и священники.
       Новая волна гонений наблюдается на рубеже 50-60-х годов, в период руководства страной секретаря КПСС Н.С. Хрущева. 7 июня 1954 года вышло Постановление ЦК КПСС, оно требовало преподавание предметов истории, литературы, естествознания, физики и химии насытить атеистическим содержанием. 16 октября 1958 года издано Постановление об ограничении хозяйственной деятельности и сокращении количества монастырей. 16 марта 1961 года вышла инструкция, запрещающая крестные ходы, требы на кладбищах и на дому, изъятие у Церкви зданий. По всей стране происходили варварские разрушения церквей.

В сознании церковного народа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь епископы, клирики и миряне совершили подвиги мученичества и исповедничества. Наименование их «новомучениками российскими» вошло уже в широкое употребление. От массовых репрессий пострадали десятки тысяч священнослужителей, миллионы православных мирян. Проводились они в обстановке крайнего беззакония и произвола, по сфабрикованным фантастическим обвинениям в шпионаже, бандитизме, террористических актах.

Мы верим, что христиане, умиравшие под пытками именем Христа, молившиеся Ему перед расстрелом в тюремных подвалах, скончавшиеся с благодарением Богу за все от голода и тяжких работ в лагерях, стали не жертвой трагической случайности, а положили жизнь свою за Христа.
    Причисленные к лику святых Русской Православной Церковью новомученики и исповедники Российские, от богоборцев мученический венец принявшие, явили собой пример высокого подвижничества, большой духовности и молитвенности. Они проявили поистине сверхчеловеческую стойкость и мужество во время посланных им Богом испытаний и страданий. Взяв на себя тяжелый крест, они пронесли его через мучительные гонения и молились за своих палачей в страшную минуту своей смерти. Мученики прошли по нашей земле как светлый луч добра и милосердия, оставив после себя неизгладимый след в истории российского подвижничества.
    В эти дни Святая Церковь возносит молитвы за тех, безвинно убиенных, кто пострадал и уже ликует со святыми в Царствии Отца Небесного. Но наша молитва и за тех несчастных, которые в наши дни, в нашем веке собственными руками убивали, и за тех ближних наших, которые, как часть того же народа, связаны кровью с нами, и за самих себя.

Мы плачем и молимся… И если эта молитва будет действительно ответственной, тогда-то мы будем действительно верными сынами народа, в истории которого было не одно только зло. Народа хранившего и хранящего много подлинно святого и доброго. Помолимся же обо всех.


Назад к списку