20.02.11 О благословении

Благословение, по своему имени, происходит от благого слова. Если же хотите доискиваться, откуда происходит благое слово, где первоначальный его источник, и глубочайший корень его силы, то найдете, по указанию Божественного мудреца Иоанна, что “в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”; “В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1: 1, 4). Поскольку человек сотворен по образу Божию, то из этого самого заключить можно, что и в даре слова он получил нечто по образу творческого Слова Божия. Святой Иоанн доводит эту мысль до высочайшей степени значительности, когда говорит, что та самая жизнь, или сила, которая есть в Боге Слове, сделалась светом человеков. Внутренний свет человека проявляет себя в слове. Итак, поскольку Бог Слово “сказал, — и сделалось” (Пс. 32: 9), и притом “все <...> хорошо весьма” (Быт. 1: 31), то не удивительно, что и человек, когда он находится в возвышенном состоянии образа Божия, из полноты веры в Бога Слово Которого “жизнь была свет человеков”, из глубины благости сердечной, изрекает слово, и оно действует, оказывается могущественным, творит благо.

Словом Иисус Навин остановил солнце. От слова Илии зависели роса и дождь, в продолжение трех лет с половиною. “По слову Господа, которое Он изрек чрез Илию” (3 Цар. 17: 16), горсти муки в кадке и столь же малого количества масла в кувшине хватило на все время голода. Троекратным дуновением и словом Илии воскрешен сын вдовы Сарептской. Елисей исправил злокачественные источники Иерихонские, всыпав в них соль, но так как всякий знает, что соль не имеет такой силы, то, по необходимости следует заключить, что сила этого действия заключалась в слове Пророка: “так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою” (4 Цар. 2: 21). Словом апостол Петр исцелил хромого и воскресил Тавифу. Не собирая более примеров, замечу в особенности, как ясно в некоторых из приведенных примеров действие Слова Божия в слове человеческом, а именно: в словах Елисея: “так говорит Господь” и в словах апостола Петра к хромому: “во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи” (Деян. 3: 6). В других случаях, по видимости, иначе, а именно: Тавифе тот же апостол говорит как будто своим только словом: “Тавифа! встань” (Деян. 9: 40). Но предыдущий случай не оставляет никакого сомнения в том, что и здесь, хотя не проявляется именем и звуками, но действует силою то же самое Слово Божие, обитающее в святом апостоле.

Итак, благословлять, в сильнейшем значении этого слова, значит простирать действие Божия Слова на творения Божии. Благословляющий благою волею посредствует между Словом Божиим и творением Божиим.

По этому понятию, верховный и всеобщий раздаятель благословений есть Иисус Христос, “посредник между Богом и человеками” (1 Тим. 2: 5), Богочеловек, в котором “Слово стало плотью” (Ин. 1: 14). Вот почему благословение было древнейшей чертой, которой Он означен был еще Патриархам, например, Аврааму: “благословятся в семени твоем все народы земли” (Быт. 22: 18). Вот почему и апостол, желая изобразить благодеяния Христовы роду человеческому, сказал, что Бог Отец благословил “нас во Христе всяким духовным благословением в небесах” (Еф. 1: 3). Вот почему и мы, преподавая наше заимствованное благословение, обыкновенно употребляем имя Иисуса Христа, особо или в составе имени Пресвятой Троицы, и крестное знамение Христово.
Из подателей заимствованного благословения родители являются некоторым образом естественными посредниками между творческим Словом и своими детьми, поскольку некоторым образом довершили над ними дело создания, произведя их на свет. Вот почему естественно важно и сильно благословение родительское, особенно же, если благочестием возвышается до силы благодатной. В этом роде удивительны благословения Патриархов. Например, благословение Сима Иафету: “да распространит Бог Иафета” (Быт. 9: 27) теперь, после нескольких тысяч лет, как сильно еще действует в потомках Иафета, европейцах, которые не перестают распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, религию, нравы.

Священник есть раздаятель благословения, по чину благодатного тайноводства. Еще в первоначальном постановлении о законном священстве Бог сказал священникам: “благословляйте сынов Израилевых” (Чис. 6: 23). И в Новом Завете, когда Господь повелел апостолам и преемникам их служения до скончания века учить, крестить, вообще священнодействовать “во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф. 28: 19), Он вложил через это в них силу Своего благословения и дал им власть преподавать его. По этому судите, достойно ли внимания благословение священства. Не о том думайте, какой рукой, или в каком сосуде, но какой Божественной Лозы духовное вино подается вам через благословение служителя Христова.

Впрочем, и то справедливо, что “кто будет чист <...>, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело” (2 Тим. 2: 21). Поэтому святые, как сосуды, верою и духовными подвигами очищенные, благодатью исполненные, любовью отверзаемые и переливающиеся, являются не столько почерпателями и раздаятелями благословения на время, по должности, по нужде, сколько живыми потоками благословений, неистощимо текущими и орошающими. Благословение Христово непрестанно льется в них и переливается через них, “как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки” (Пс. 132: 2–3). Оно изливает свет и мир в души, исцеления в тела, доброе вспомоществование в начинания и дела, благоустройство в места, невидимую, но богато и разнообразно плодотворную небесную росу на землю.

Как вожделенно должно быть то, чего сам вседовольный Бог желает! А Он желает, Он требует Себе от нас, и от всех Своих творений, благословения: “Благословите ныне Господа, все рабы Господни” (Пс. 133: 1). “Благословите Господа, все Ангелы Его <...>; благословите Господа, все дела Его” (Пс. 102: 20, 22). Возлюбим же и мы благословение, и, прежде всего, собственно Христово благословение.

Преклоним сердце и перед всяким благословением святыни, по той же причине, что в нем нисходит благословение Бога Слова.

Поскольку во всяком неложном благословении через благословляющего человека сокровенно течет благотворное Слово Божие, то помыслим, братия, какую духовную выгоду имеем мы, когда благословляем. Тогда, как мы отверзаем сердце наше человеку, подавая благословение, Бог Слово изнутри отверзает вход в сердце наше Своему благословению. Подавая человеку, мы приобретаем от Бога.

Всегда ли нужно брать благословение у батюшки?

Правила церковного этикета предписывают при прощании, как и при встрече, испрашивать благословение у священника.  Если священников несколько, не обязательно брать благословение у каждого, достаточно у одного — самого старшего по церковной иерархии, другим поклониться со словами: “Благословите”. Если среди священников находится архиерей, то благословение берется только у него. Если вы встретились со священником на улице, в транспорте (даже если он в гражданской одежде), то можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном. Если мирянин звонит священнику, уместно попросить благословение, а потом уже начать разговор.  Многие понимают благословение как внешний знак, жест (например, осенение крестом). Так принято, но, если человек (перед паломнической поездкой или перед началом благого дела) позвонит своему духовнику и попросит благословения по телефону, этого тоже может быть достаточно. Даже когда он лично подойдет к священнику за благословением на доброе дело, священник может просто напутствовать добрым словом, и это тоже будет благословением.
Следует разделять две стороны благословения священника:

1. Пастырский совет. Если вы со священником знакомы, и он в достаточной мере в курсе ваших проблем, то можете с ним посоветоваться. Необходимо отметить, что нужно ответственно подходить к своей свободе. Когда возникают сомнения относительно того, как поступить, — нужно усиливать свою молитву, испытывать свою совесть, сверяя ее с Евангелием. Если сомнения не уходят — просить духовного совета у священника.

2. Молитвенная помощь. Испрашивание благодати через молитву. В этом случае благословение — прежде всего, молитва о том, чтобы данное дело (чем бы оно не закончилось) было бы душеспасительным. Это не решение проблемы, не перекладывание ответственности и не гарантия успеха (особенно в нашем житейском понимании). Если я попросил благословения на дело (а его дает не священник, а Господь — опосредованно), и оно не удалось, значит, либо дело не богоугодное, либо неудача мне во вразумление.

Благословение необходимо испрашивать у священника, когда вопросы возникают серьезные — человек меняет работу, идет на операцию, вступает в брак. Благословение нужно и на какие-то опыты в духовной жизни — изменение молитвенного правила, усиление или ослабление поста. Незначительные вопросы, повседневные дела человек должен решать сам. Не понимая этого, некоторые прихожане обращают духовничество в гротескные формы. Бывает так, что подходят со словами “благословите пойти в магазин”, или еще что-то подобное. То есть просят благословения на то, что человек обязан сделать.

Избыточным рвением брать на все благословение страдают новоначальные. Нередко они полагают, что жить своим умом неблагочестиво. Здесь присутствует непонимание, что “опыт — сын ошибок трудных”. Не ошибок нужно бояться, а неспособности учиться на них.


Назад к списку