О Едином государственном демографическом реестре

По материалам : "Печерский листок" №21 (49)

Второго октября с. г. Верховная Рада Украины приняла во втором чтении как закон законопроект № 10492 «О Едином государственном демографическом реестре», которым предполагается введение в Украине биометрических паспортов. Вновь забурлила православная общественность и потянулись к стенам Лавры самые обеспокоенные верующие… Нужно ли идти православным под стены Верховной Рады и, собственно говоря, с чем идти? Православная Церковь свято чтит свои традиции и опыт и православные верующие считаются довольно консервативным слоем населения. Естественно, каждый новый шаг мировой цивилизации неуклонно уводит человека все дальше и дальше от его первозданного образа, увлекая новыми соблазнами и искушениями. Но спасет ли человека от ответа на Страшном суде изоляция от технологических новшеств? В истории Церкви было немало периодов, когда люди настороженно относились к новым технологиям. В конце XIX века эфиопские священники всерьез считали телефонную связь дьявольским изобретением. В начале XX века римский папа Пий Х к такой же категории новшеств отнес автомобиль. Не так давно некоторые опасливые верующие боялись компьютеров. Электричество, зеркала, нижнее белье, поезда, арбалеты, часы — очень много привычных или подзабытых уже предметов попадали в свое время в опалу у верующих разных традиций, по причине их инновационности. Было бы очень просто поставить в этот ряд идентификационные номера, обычные и биомерические паспорта. Действительно, технологии здесь неизбежно выходят на новый уровень. Вспомним, что еще Богородица пришла в Назарет, чтобы участвовать в переписи, которая велась вручную. Сейчас для сбора данных используются автоматизированные системы учета населения. Но, вопрос здесь более сложный, чем религиозное неприятие прогресса. Боговдохновенный апостол Иоанн оставил в Откровении загадку для будущих поколений христиан, рассказав о таинственном числе зверя. «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13, 16–17). Это еще не очень похоже на идентификационные номера, но уже близко к технологии, которая применяется в биометрических паспортах. Похоже не наличием в новом паспорте бесконтактного электронного носителя информации, а реестром — списком людей, который будет где-то храниться и к которому кто-то сможет получать доступ. Напомним, законом предусмотрено, что в реестр вносится такая информация о лице: фамилия и имя лица; дата рождения/смерти; место рождения; пол; дата внесения информации о лице в реестр; сведения о родителях (усыновителях), опекунах, попечителях и других представителях; сведения о гражданстве или его отсутствии и основания приобретения гражданства Украины; реквизиты документов, выданных лицу (тип, название документа, серия, номер, дата выдачи и уполномоченный субъект, который выдал документ, срок действия документа); сведения о документах, подтверждающих смерть лица, или о признании лица умершим или безвестно отсутствующим; оцифрованный образец подписи лица; оцифрованный образ лица; дополнительная переменная информация. Теперь представим апокалипсическое будущее: паспорта давно уже заменены на электронные чипы, вживляемые под кожу руки или головы, и появилась некая глобальная власть, которая борется с христианством и ищет христиан, при помощи данных из чипов. При этом все экономические операции возможны только при наличии чипа. Как эта технология влияет на исповеднический выбор человека? В том, что выбор всегда есть, и принятие Бога или дьявола происходит не автоматически, а сознательно говорит все Писание, начиная от истории первородного греха, заканчивая страшным вопросом Пилата: «Кого распять: Иисуса или Варраву?» Закономерно, при условии отречения от Христа будет выдаваться и последний образец земного паспорта. Не лучше ли это время, которое Господь оставил нам на покаяние, провести в молитве, чтобы утвердиться в вере и выстоять, если последние времена выпадут на нашу долю?.. Сегодня Церковь указывает, что уже есть некие предзнаменования Апокалипсиса, и активно участвует в защите прав верующих. Но это не защита от технических новинок, а защита выбора, защита частной жизни человека, и вопрос в том, кто же и с какой целью может использовать реестр из миллионов реальных биографий украинцев. В проекте документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности» говорится об этом так: «По признанию специалистов, любой биокод всегда несет в себе гораздо большую информацию, чем это нужно для обычной проверки личности. Возможные злоупотребления здесь очевидны — от дискриминации при приеме на работу до прямого шантажа». Где сегодня для принятия биометрического носителя требуют отречения от Христа? Или как получение идентификационного номера поколеблет мою веру? Чего же боятся те наши братья и сестры, которые вместо того, чтобы в Пещерах у мощей святых угодников предаваться молитве и общению с Богом, стоят у стен Лавры с лозунгами и транспарантами? Хорошо ответил в своем комментарии протоиерей Георгий Коваленко: «…Новые паспорта к Богу нас не приближают и не удаляют. Вопрос о паспортах политический, а не религиозный. И протестные шествия — это не крестные хода, а демонстрации верующих во главе с “политправославными”». Никто из православных верующих не станет умалять благодатной силы крестного хода, но мы должны помнить, что наша сила — в единстве и послушании Святой Церкви, и никто из самых благочестивых мирян да не дерзает выступать от имени самой Церкви, если не имеет на то благословения священноначалия. В то же время Церковь обратилась к власти с действительно актуальным вопросом предоставления альтернативы биометрии любому гражданину, не призывая к отказу от новых паспортов, по причине использования в них новых технологий. Прогресс неизбежен, но он никак не влияет сам по себе на нашу связь с Богом. И все, что происходит лично с нами и в обществе, для христианина — не повод к разделению на активных и безразличных, на понимающих и профанов, на верных и падших, а еще один толчок, чтобы укреплять духовный стержень, который выдержит и должен выдержать даже во времена Антихриста. «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римл.8,38–39).

Сергей Коноплицкий


Назад к списку